ГОЙИ

ИСПАНИЯ. Творчество Гойи оказало огромное влияние на мировую культуру. На своих полотнах великий художник правдиво изображал людей и события своего времени.

Родившись недалеко от Сарагосы, Фран-сиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828) начал свою карьеру художника с религиозных картин, а позже, к концу 1770-х гг., стал рисовать эскизы для гобеленов. Сделавшись придворным художником короля Испании, он создал множество портретов, которые пользовались большим успехом у королевской семьи и испанской аристократии. В 1792-1793 гг. его поразила тяжелая болезнь, приведшая к полной глухоте и глубокому психологическому кризису. Пережитое художником отчаяние выплеснулось в сериях офортов, которыми он продолжал заниматься до конца жизни: «Капричос», «Тавромахия» и «Диспара-тес». Глубоко возмущенный зверствами наполеоновских войск в Испании, свидетелем которых он стал и которые сурово осудил в своих картинах, Гойя тем не менее в 1824 г. поселился в Бордо, спасаясь от радикально-католического репрессивного режима Фердинанда VII. Во Франции он написал еще несколько портретов своих близких глубоко трагического характера и много рисовал карандашом и чернилами, изображая в основном нищих и монстров.

Трагедия Испании в эпоху Бурбонов
Будучи придворным живописцем, Гойя написал множество портретов членов королевской семьи, на которых роскошь костюмов не может скрыть слабость и бездушие монарха и посредственность его свиты. Эти портреты правдивы до жестокости, и лишь дети на них прелестны. Позднее подъем национального сопротивления войскам Наполеона вдохновил его на многочисленные гравюры и картины, такие, как «Третье мая» (1814), изображающие массовые расстрелы повстанцев солдатами французской армии 3 мая 1808 г.

«Дом глухого»
Незадолго до своего бегства в Бордо Гойя построил себе виллу близ Мадрида. Он назвал ее «Домом глухого» («Кинта дель сордо») из-за недуга, которым страдал в течение многих лет. Тяжелобольной Гойя жил в этом доме в полном одиночестве несколько месяцев, продолжая работать. Стены своего дома он расписал «черными картинами» с изображением зловещих видений, терзавших художника и отдалявших его от других людей. Уродливые старики и женщины с лицами ведьм, выглядывающие из ночного мрака, способны вселить страх в любого, кто их увидит.

Великий портетист
Творческое наследие Гойи охватывает период в шестьдесят лет и включает живописные полотна, декоративные эскизы, фрески, миниатюры на слоновой кости, рисунки, офорты, гравюры, несколько литографий. Гойя рисовал все: пейзажи, натюрморты, картины на библейские сюжеты и полотна, изображающие фантастические сцены. Но несомненно, его главной темой всегда оставались портреты, будь то погрудные, в полный рост или конные. Работая лицом к лицу со своей моделью, Гойя пытался проникнуть в тайны человеческой души и, используя свое виртуозное мастерство живописца, изображал человека таким, какой он есть.

Ссылка на основную публикацию