КАРЛ МАРКС

ЕВРОПА. В XIX веке философы, среди которых выделился Карл Маркс, критиковали несправедливое общественное устройство и предлагали разные способы улучшить его.

Идея, изменившая мир.

Родившись в Германии в зажиточной еврейской семье, Карл Маркс (1818-1883) изучал историю, философию, а позднее — политэкономию. В период революции 1848 г. он был выслан из Бельгии, вернулся в Париж, а затем перебрался в Кёльн, откуда год спустя уехал в Лондон, где и прожил до конца жизни. Вместе со своим другом Фридрихом Энгельсом (1820-1895), собственно и обратившим его внимание на положение рабочего класса, Маркс написал несколько трудов по политэкономии и философии, призванных изменить общественное устройство и оказавших значительное влияние на историю человечества. Чтобы преодолеть разобщенность рабочего движения в мире, в 1857 г. был создан I Интернационал, манифест и устав которого подготовил Маркс. Его учение — марксизм — стало основой социалистического и коммунистического движения во всем мире, а также способствовало утверждению социализма в России, Китае и на Кубе.

«Пролетарии всех стран, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!»
Наибольшую известность получили «Манифест коммунистической партии», написанный Марксом совместно с Энгельсом и изданный в 1848 г., а также «Капитал» (с 1867), главный его труд в области экономики. Маркс вводит понятие прибавочной стоимости, разрабатывает теорию заработной платы и приводит основные черты капиталистического производства. Историю человечества он понимает как непрекращающуюся борьбу классов: рабов и хозяев, крестьян и феодалов и, наконец, в XIX в., рабочих и капиталистов; государство, по его мнению, есть орудие подавления и средство утверждения правящего класса. Поэтому рабочий класс не может освободиться от эксплуатации в рамках капитализма, а только уничтожив этот и создав новый строй (без частной собственности), где каждый будет обладать равными правами, средства производства перейдут в общественную собственность, эксплуатация исчезнет, и государство отомрет.

Жизнь рабочих
В XIX в. рабочие не имели никакой социальной защиты: они трудились по десять часов в сутки без больничных, отпуска и даже без права выхода на пенсию. Получая мизерную плату, они ютились в грязных и убогих жилищах, питались в общественных столовых, что ослабляло их организмы и подрывало здоровье. Тяжелые условия труда и несчастные случаи на производстве лишь ухудшали их состояние. Сложнее всего было детям, которые до введения обязательного школьного образования приходили работать на рудники и на фабрики с шести лет.

Ссылка на основную публикацию